Петрозаводский городской округ
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная
школа № 48

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать за.дачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA

Общая информация

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:
  1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  5. Креативное мышление.
  6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
  • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
  • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
  • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового

Документы

Нормативно-правовое основание внедрения функциональной грамотности в образовательный процесс:

Федеральный уровень:
  • Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»:
  • Указ Президента РФ от  21.07.2020 № 474  «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»;
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»;
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности».
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526  «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности».
Региональный уровень:
  • Приказ Министерства образования и спорта РК  от 20.09.2021 №1018 «Об утверждении координационного органа по вопросу формирования и оценки функциональной грамотности  обучающихся общеобразовательных организаций Республики Карелия»;
Муниципальный уровень:
  • Приказ Комитета социального развития Администрации Петрозаводского городского округа № 483 от 30.09.2021  «Об организации работы по внедрению в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся»,
  • Приказ Комитета социального развития Администрации Петрозаводского городского округа № 543 от 12 ноября 2021 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся муниципальных  общеобразовательных организаций  Петрозаводского городского округа на 20212022 учебный год»;
Школьный уровень:
  • Приказ от 15.11.2021 № 375-ОД  «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021 – 2022 учебный год»;
  • План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся  МОУ «Средняя школа № 48» на 2021-2022 учебный год (приложение 1 к приказу № 375-ОД);
  • Приказ от 15.11.2021 № 375.3-ОД  «Об ответственных за реализацию мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021 – 2022 учебный год»;
  • Приказ от 28.12.2021 № 460 «Об организации мониторингового исследования функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов и апробации контрольно-измерительных материалов в 3-х классах  на 2021 – 2022 учебный год»;