Петрозаводский городской округ
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная
школа № 48

Консультации психолога

Дорогие родители и дети!

Мы сидим на карантине совсем недолго, но усталость начинает накапливаться. Как поддержать себя в тонусе?

✔ Важен распорядок дня - вовремя ложиться спать, просыпаться не позже 9 утра.
✔ Делайте зарядку, хоть вместе, хоть раздельно с детьми - она залог жизненного тонуса. Для детей можно использовать видео зарядки с ютуб.
✔ Составьте распорядок дел на день - себе списком, детям в виде визуального расписания. Им можно предложить самим нарисовать свои дела на альбомных листах и развесить на верёвочке за прищепки. Выполнил дело - снял картинку и положил в корзинку выполненных дел.
✔ Старайтесь выстроить день так, чтобы периоды активности чередовались с делами, требующими когнитивной (умственной) нагрузки.
✔ Дети не могут целыми днями заниматься за столом, им нужна разрядка - добавьте активных двигательных игр. Например, дартц, классики (можно сделать из малярного скотча), жмурки, игры с мячом (например, "просто, хлопок, накрест, на бок..."), попрыгать на скакалке или в резиночку, разучить танцы из репертуара mini disco.
✔ Отлично в мирное русло энергию детей направляет творчество - сочиняйте сказки, освойте по ютуб новый вид поделок, рисуйте, лепите, вышивайте, вяжите, осваивайте фокусы, например, веревочные.
✔ Вечером, чтобы не было перевозбуждения включайте сенсорные игры - с пластилином, солёными тестом, песком.

Взрослые, помните, что каждый из членов семьи должен иметь время побыть в одиночестве (для этого просто договариваться). Делайте посильную работу, получая от этого УДОВОЛЬСТВИЕ , не перегружайте себя, это важно! И самое главное, смотрите оптимистично на создавшуюся ситуацию! Ни в коем случае не поддавайтесь панике, ею могут легко "заражаться" дети (исключите лишнюю информацию!!!).  Объясняйте все на непугающем детском уровне. Государство делает все возможное для благополучного исхода.

До скорых встреч, береги наших детей!!! ????????????????????????

Психологи дали советы, как пережить "удаленку" детям, учителям и родителям

Внимание!

Порядок действий педагогических работников, родителей, учащихся в случае возникновения психолого-педагогических и медико-социальных проблем у обучающихся, родителей (законных представителей)>>> Рекомендации МО РК (pdf, 235 КБ )


Уважаемые дети, их родители, педагогические работники
и неравнодушные к судьбе детей граждане!

ИНФОРМИРУЕМ о работе в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Республике Карелия
телефонной линии «Ребенок в опасности»
Все, кто обладает информацией о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных противоправных деяний в отношении несовершеннолетних и иным вопросам защиты их прав могут обратиться по круглосуточным телефонам:

8(8142) 594-677 или с мобильного телефона на короткий номер - 123

ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ:

Региональный уровень психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения обучающихся

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Карелия для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования».
Адрес: г. Петрозаводск, Студенческий бульвар, д. 7, 78-43-87

Муниципальные Центры психолого-педагогического медицинского и социального сопровождения обучающихся:

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи г. Петрозаводска «Центр психолого-медико-социального сопровождения».
Адрес: г. Петрозаводск, ул. Балтийская, д.4, 53-00-11

Общероссийский  телефон доверия - 8-800-2000-122

Телефон доверия в Министерстве внутренних дел по Республике Карелия -  8(8142) 761-062

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Младший школьный возраст

В шестилетнем возрасте ребенка ждут крупные изменения в его жизни. Вступление в школьный возраст влечет за собой изменения в его жизни: изменяется обучение, появляются в его жизни новые люди и с ними складываются, новые доселе неизведанные отношения. Ведущей деятельностью становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка. Личностным новообразованием является произвольное целеполагание. Самооценка во многом зависит от оценок учителя. Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предметной деятельности. Большое значение имеют для ребенка в этом возрасте социальные мотивы. Его привлекает домашний уют и семейное благополучие, это снижает степень школьной тревожности, которая обостряется с началом учебной деятельности. Интерес к содержанию и процессу учения у большинства младших школьников на низком и среднем уровне. В школе притязания на признание реализуются, в основном, через успеваемость.
К началу обучения в школе у ученика складывается достаточно сильная мотивация к учению. Ребенок хочет играть новую роль – роль ученика и соответственно выполнять все атрибуты этой новой роли. Мотивом, часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остается мотивация избегания наказания. Первый путь воспитания положительного отношения к учению – создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки.
Умственное развитие в этом периоде проходит через три стадии:
1) усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств вещей и построение их моделей;
2) усвоение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях;
3) усвоение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.
Результативность решения младшими школьниками учебных задач во многом зависит от организации их деятельности.
Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Мнение учащихся класса не являются для ребенка эталоном для самооценки, большее значение имеет мнение взрослого. Для младших школьников очень авторитетен учитель, воспитатель. Дети верят безоговорочно в то, чему их учат, они доверчивы, исполнительны, у них развита повышенная восприимчивость.

Средний школьный возраст

Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков – несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит обратить внимание классного руководителя на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность их внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, если классный руководитель создает трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их послушный ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает пора кризисной ситуации – “верхи” не могут, а “низы” не хотят мыслить и вести себя по-старому.
Исследования внутреннего мира подростков показывает, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивые. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят большие сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений. В этом возрасте важное значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимание индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени “класс”.

Старшие подростки. Старшеклассники

Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Личностное новообразование – это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира.
Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира. В этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности. Юноши начинают понимать значение слова “мужчина”, а девушки – слово “женщина”. Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и пытаются это подчеркнуть всевозможными средствами. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все переживания подростков. Отношения в классах становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, чувство дружбы – более избирательным. В классах можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, которая переходит в доверительность и исповедальность, в отношениях преобладает принцип сходства и равенства.
Юношеская мечта о любви, ранняя любовь выражают потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости, но собственные переживания иногда более значимы, чем объект привязанности. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются следующие качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.
У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью. В этом возрасте ярко проявляются доминирующие мотивы учения. Много внимания в работе со старшеклассниками классный руководитель должен уделять этическим проблемам. Ни для кого не секрет, что в данном возрасте молодые люди испытывают интерес к “вечным ” проблемам: смыслу жизни, свободе личности, поиску истины. Решая этические проблемы, молодежь вынуждена решать многие непростые вопросы, которые могут быть связаны с сильными переживаниями: интимные отношения, неформальные молодежные организации, поиск истины в различных сектах, уход в религию, уход в свой мир с помощью наркотиков и т. д.